Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Принята на заседании педагогического совета от «01» апреля 2024г. Протокол №2 Утверждаю: Директор МАОУ ДО «ДДТ» _________ Караульщикова Л.Ю. № 100-Н от «01» апреля 2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Лего-дупло» Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Караульщикова Людмила Юрьевна, методист г. Верхняя Пышма, 2024 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ». Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Программа «Лего-дупло» имеет техническую направленность, даёт ребёнку возможность с помощью взрослого открыть для себя волшебный мир конструктора, раскрыть свои творческие способности, поддержать пытливое стремление узнать мир во всех его красках и проявлениях, сформировать уверенность в своих силах, успешность и высокую самооценку. Программа направлена на развитие склонности у детей к техническому творчеству, практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание разнообразных объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны с помощью конструктора «Легодупло». Чтобы ребёнок активно развивался, необходимо вовлечь его в деятельность, так как деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Одной из разновидностей конструктивной деятельности является Лего-конструирование. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Лего-конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Актуальность программы. Игра ребенка с Лего-деталями, близка к конструктивнотехнической деятельности взрослых. Несмотря на то, что продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества, правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. 2 Лего – конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, техническое мышление, воображение, навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Основное предназначение учебного материала – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любом деле. Для дошкольника конструирование — это средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Новизна программы. Реализация программы главным образом направлена на развитие конструкторских, творческих, коммуникативных способностей обучающихся. Кроме того, Лего – конструирование — это ступень, подводящая ребёнка к робототехнике, что является актуальным в свете внедрения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как: ⎯ является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников; ⎯ осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка; ⎯ поддерживает инициативу детей; ⎯ позволяет построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; ⎯ приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; ⎯ формирует познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотворчества; ⎯ объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью; ⎯ предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир. Отличительные особенности программы от других является то, что Лего конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. Лего – конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений. В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным и эмоционально отзывчивым. Образовательный процесс базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Адресат программы – обучающиеся 4-5 лет. 3 Количество детей в учебной группе может варьироваться от 10-ти до 12-ти человек. Формирование подгрупп происходит по желанию детей и с согласия их родителей (законных представителей). Занятия проводятся в форме в совместной партнерской работы. В группе создается обстановка мастерской. В процессе конструкторской деятельности дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой, с любым вопросом обращаются к педагогу. Возрастные особенности обучающихся. К 5-ти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов способен придерживаться определенной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем – дополнительные части. Речевое развитие: происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Общение со сверстниками тесно переплетено с другими видами детской деятельности, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Речь становится более связной и последовательной. Дети на шестом году жизни имеют наиболее развитые навыки и умения в обращении с различными видами конструкторов. Дошкольники скоординированы, уже овладели мелкой моторикой и способны манипулировать мелкими предметами, поэтому им полезно давать мелкие детали для занятий, способствующих дальнейшему развитию навыков и умений. В этом возрасте дети начинают детально анализировать собственные наблюдения; способны, рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их классифицировать. На седьмом году жизни дети уже в состоянии планировать свою деятельность на определённый срок и ставить перед собой конкретные цели. Учитывая возраст детей, реализация программы строится на сочетании игровых технологий и конструкторской деятельности. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа. В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для дошкольников составляет 30 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на один год обучения, необходимых для освоения программы – 144ч. Срок освоения - 1 год обучения, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель 9 учебных месяцев. Форма обучения – индивидуально-групповая, групповая. Виды занятий – традиционное, практическое, комбинированное, контрольное. Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, устный опрос, контрольное задание/упражнение, викторина, конкурс, фотовыставка, открытое занятие. 4 Цель программы - формирование интереса к техническому творчеству и развитие познавательных способностей ребенка в процессе освоения Лего-технологии и Легоконструирования. Задачи программы: Обучающие: ⎯ формировать устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности. ⎯ обучить принципам конструирования из деталей лего и видам их соединения; ⎯ обучить анализу логических закономерностей и умозаключений на основе проведенного анализа; ⎯ формировать внутренний план мышления, функции сознания и произвольности поведения; ⎯ формировать восприятие форм предметов до 7 и более цветов, ⎯ формирование знаний последовательного выполнения действий; Развивающие: ⎯ развивать умения дифференцировать предметы по величине; ⎯ развивать комбинаторные способности обучающихся и навыки классификации; ⎯ развивать воображение, мотивационную сфер, интерес к моделированию и конструированию; ⎯ развивать моторику рук, пространственное воображение и логическое мышление. Воспитательные: ⎯ воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; ⎯ способствовать проявлению коллективного и индивидуального творчества; ⎯ способствовать приобретению социального опыта в конструкторской деятельности. Принципы построения программы: ⎯ постепенность в развитии природных способностей детей; ⎯ строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; ⎯ систематичность и регулярность занятий; ⎯ целенаправленность учебного процесса. Обучение детей основывается на следующих принципах: ⎯ Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка). ⎯ Принцип сотрудничества и сотворчества. ⎯ Принцип доступности. ⎯ Принципы систематичности, последовательности, повторяемости, наглядности, постепенности (от простого - к сложному). В результате освоения программы ребёнок овладевает следующими компетенциями: ⎯ Информационная - расширяются элементарных представлений об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах. ⎯ Когнитивная – обогащается сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирование с деталями конструктора, обыгрывающим материалом, игрушками, развиваются конструктивные умения. 5 ⎯ Социальная - проявляется интерес к конструированию, происходит знакомство с профессиями. ⎯ Коммуникативная – воспитывается умение работать в детском коллективе совместно с педагогом, а в командной работе конструировать по образцу и по замыслу; ⎯ Эмоциональная – развивается умение выстраивать монолог самостоятельного рассказа о постройке. Учебный (тематический) план № п/п Наименование раздела, темы 1. Кол-во часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Введение в программу 2 1 1 Входная диагностика 2. Юные строители 8 1 7 Устный опрос 3. Детская площадка 12 1 11 4. Транспортные средства 12 1 11 Педагогическое наблюдение 5. Семья и мои друзья 12 1 11 Викторина 6. Новый год 12 1 11 Контрольное упражнение 7. Зимние приключения 12 1 11 8. В гостях у сказки 12 1 11 9. Зоопарк 12 1 11 Соревнование 10. Растения и животные 12 1 11 Контрольное задание 11. В леса-чудеса мы поедем с тобой 12 1 11 Викторина 12. Космодром 12 1 11 Фотовыставка 13. Путешествие по стране Лего 12 1 11 Конкурс 14. Итоговое занятие 2 - 2 Открытое занятие 144 13 131 Итого: Педагогическое наблюдение 6 Содержание учебного (тематического) плана № Наименование темы п/п 1. Введение в программу 2. Юные домостроители 3. Детская площадка 4. Транспортные средства 5. Семья и мои друзья 6. Новый год 7. Зимние приключения 8. 9. В гостях у сказки Зоопарк Теория Практика Цели и задачи программы. Техника безопасности. Правила групповой работы. Правилами крепления. Правила построения: «Теремок», «Домик для зайки», «Домик для трех медведей», «Скворечник», «Башня для жирафа» Правила построения: «Заборчики», «Горки», «Качели», «Дорожки: широкие, узкие, длинные и короткие» Тематическая презентация. Работа с конструктором, с Лего – деталями, с цветом, формами и креплением деталей Конструирование по показу и образцу. Конструирование из предложенных деталей по замыслу, по показу. Конструирование домика из 2х или 3-х комнат. Конструирование по схеме, по образцу, по показу и словесной инструкции, самостоятельное конструирование по готовой модели. Конструирование из предложенных деталей, по замыслу, по показу, словесной инструкции. Коллективная работа. Конструирование по замыслу, по памяти, по готовым схемам. Самостоятельная работа Правила построения: «Кораблик», «Самолёт», «Машина с прицепом», «Макет транспортного средства» Правила построения: «Многоэтажный дом», «Мебель», «Девочка», «Мальчик», «Мой питомец» Правила построения: «Елочка», «Новогодние игрушки», «Снеговик», «Новогодняя сказка» Правила построения: «Зимние забавы», «Там чудеса, там леший бродит», «Новогодние игрушки» Правила построения: «Жар-птица», «Сказочный домик», «Гуси – лебеди», «Печка», «Цветиксемицветик» Правила построения: «Уточка», «Змейка», «Жираф», «Львёнок», «Медведь», «Черепаха», «Слоненок» Узорное конструирование по схеме и по замыслу. Оформление коллективной выставки Конструирование по образцу и, по устной инструкции. Создание модели любимого животного Отработка навыков передавать характерные особенности фигуры птицы. Конструирование постройки по собранному образцу Конструирование по схеме, по образцу, по показу и словесной инструкции и самостоятельное конструирование 7 10. 11. 12. 13. 14. Правила построения: «Деревья», «Цветы» Растения и животные «Заборчик для клумбы» «Лошадь, корова» Правила построения: В леса-чудеса мы поедем с «Фантастические тобой машины», «Воздушный транспорт», «Блинчик», Правила построения: «Самолёты, вертолёты и ракеты», «Луноходы и Космодром марсоходы», «Мой робот», «Сказочный транспорт» Правила построения: «Кто живёт в стране Лего» Путешествие по стране Лего «Волшебное превращение» «Угадай мою модель» «Я и мой друг» Итоговое занятие Конструирование по готовым схемам, по замыслу, по памяти. Размышление-поиск Конструирование по образцу и по замыслу. Отработка представления о вертикальной симметрии Конструирование по схемам. Конструирование по замыслу для передачи замысла. Конструирование модели по образцу Спонтанная игра. Узнавание и называние деталей и цвета. Конструирование по замыслу, по памяти, по готовым схемам, преобразование, анализ, строение предмета, ассоциации Игровая программа. Фотовыставка. Подведение итогов года вместе с родителями Планируемые результаты Предметные результаты: ⎯ ознакомление с конструктором Лего-дупло; ⎯ сформированность представлений о роли конструирования в жизни человека; ⎯ ознакомление с терминологией и классификацией конструирования; ⎯ ознакомление с выразительными средствами различных видов конструирования; ⎯ овладение различными приёмами и техниками конструирования. Метапредметные результаты: ⎯ выстраивание деятельности согласно учебным условиям; ⎯ сравнение и группировка, подбор деталей необходимых для работы; ⎯ определение и формулировка цели деятельности на занятии с помощью педагога; ⎯ умение рассказывать о постройке, оценка своей работы и работы сверстника; ⎯ соблюдение правил безопасности и выполнение работы в заданное время. Личностные результаты: ⎯ сформированность ценностных ориентиров в области конструирования; ⎯ уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей; ⎯ самостоятельность в поиске решения различных задач конструирования; ⎯ сформированность духовных и эстетических потребностей; ⎯ готовность к отстаиванию своего эстетического идеала; ⎯ наличие навыков самостоятельной и групповой работы. 8 Комплекс организационно-педагогических условий Комплекс организационно-педагогических условий Дополнительная общеобразовательная программа направлена на развитие личности ребенка дошкольного возраста, а также познавательных, изобразительных, коммуникативных, конструкторских, творческих способностей. Содержание программы охватывает следующие образовательные области. Социально – коммуникативное развитие предполагает: ⎯ содействие развитию навыков коллективной работы; ⎯ формирование чувства симпатии друг к другу, умение совместно решать задачи; ⎯ формирование умения распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения; ⎯ формирование умений общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. Познавательное развитие предполагает: ⎯ формирование умения сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях; ⎯ знакомство с понятиями - устойчивость, основание, схема; ⎯ формирование умения видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части; ⎯ формирование умение создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой; ⎯ формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора Лего. Речевое развитие включает: ⎯ развитие навыков общения, коммуникативных способностей; ⎯ развитие устной речи; ⎯ обогащение активного словаря. Художественно – эстетическое развитие предполагает: ⎯ развитие творческого воображения; ⎯ развитие умения фантазировать, творчески мыслить. Физическое развитие включает: ⎯ обеспечение безопасности жизнедеятельности; ⎯ обеспечение физического и психологического комфорта; ⎯ содействие полноценному физическому развитию; ⎯ развитию крупной и мелкой моторики обеих рук. Для успешной реализации программы обеспечиваются следующие психологопедагогические принципы: ⎯ уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; ⎯ использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 9 ⎯ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; ⎯ поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; ⎯ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; ⎯ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; ⎯ поддержка технической направленности обучения, через лего – конструирование, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества; ⎯ поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Занятия построены с учётом возрастных возможностей старшего дошкольного возраста. В качестве наглядных пособий используются модели из разных наборов «Легодупло», разнообразные игрушки, иллюстрации к сказкам, картинки с изображением объектов реального мира и др. Используются карточки с моделями, поэтапные схемы, прилагаемые к наборам серии «Лего-дупло». А также карточки, выполненные с помощью компьютерной программы Рower Point. Принципы построения занятий. ⎯ Доступность изучаемого материала; ⎯ Систематичность, последовательность проведения занятий; ⎯ Эмоционально-насыщенная тематика занятий; ⎯ Проблемно-ситуативный характер заданий. ⎯ Конструирование как способ «проживания» ребенком ситуации; ⎯ Игра как способ познания и отражения жизни; ⎯ Сочетание коллективного и индивидуального творчества; ⎯ Целостность восприятия образа. Методические материалы. Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы обучения – словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный, исследовательский, проблемный, игровой. Методы воспитания – поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы организации образовательного процесса – индивидуально-групповая и групповая. Форма организации учебного занятия – выставка, игра, конкурс, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, эксперимент. Педагогические технологии – технология группового обучения, проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология. Структура занятия по Лего – конструированию: Каждое занятие имеет гибкую структуру и состоит из трех частей: 10 Вводная часть (настрой на совместную работу, развитие навыков логического мышления, решение Лего-задачек, направленных на совершенствование навыков классификации, обучение анализу логических закономерностей, активизацию памяти и внимания, ознакомление с принципами симметрии и др.); Основная часть (конструирование и развитие способностей к наглядному моделированию). Ее основу составляет развитие умения анализировать предмет, рассматривание предмета, выделение функциональных частей и характерных особенностей, основных функциональных частей, установление связи между их назначением и строением, стимулирование конструктивного воображения при создании постройки, формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога, развитие коммуникативных способностей; Завершающая часть (рефлексия, создание и закрепление у каждого ребенка эмоционально-положительного чувства от работы на занятии, подведение итогов и оценка достижений через обыгрывание построек, организацию выставки работ). Для снижения утомляемости в структуру занятия включены динамические паузы и пальчиковая гимнастика, чередование и сменяемость видов деятельности, смена места действия и положения (сидя, стоя). Для достижения поставленной цели программы использовались следующие средства и методы: Методы обучения на занятиях: ⎯ Наглядный - рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. ⎯ Информационно-рецептивный - обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). ⎯ Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); ⎯ Практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. ⎯ Словесный - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. ⎯ Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. ⎯ Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. ⎯ Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога. ⎯ Проектный - проведение тематических мини проектов. Формы организации образовательного процесса 1. Фронтальная форма: ⎯ просмотр тематических фильмов и мультимедиа презентаций; ⎯ предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному на экране. 2. Групповая форма: 11 ⎯ выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки конструирования; ⎯ работа над созданием тематической постройки из конструктора; ⎯ тематические ролевые игры с поделками из конструктора; ⎯ выполнение практических заданий по конструированию. При организации занятий используются приемы: 1. Обследование Лего-элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных); знакомство с формой, отдельными частями Легоэлементов (кнопки-скрепления); определение пространственных взаимоотношений между ними относительно друг друга (на, под, слева, справа); восприятие целостной постройки. 2. Показ некоторых действий и комментирование действий с Лего-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, педагог может показать один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. 3. Предъявление речевого образца. В процессе обучения педагог предъявляет детям образцы речевых высказываний. 4. Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются педагогом, а потом – детьми. 5. Использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением Лего-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ. 6. Занятия включают упражнения на развитие логического мышления, собственно конструирование и игровую деятельность с постройками. Формы организации обучения: ⎯ конструирование по образцу; ⎯ конструирование по карточкам с моделями; ⎯ конструирование по собственному замыслу. Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов и эту модель дети должны воспроизвести имея определенную задачу, но не зная способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу. Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма - не средство обучения детей созданию 12 замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Для поддержки детской инициативы следует: ⎯ Создать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка. ⎯ Рассказать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях. ⎯ Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей. ⎯ Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять сферу деятельности. ⎯ Помочь ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей. ⎯ Поддерживать стремление научиться делать что-то (радостное ощущение возрастающей умелости). ⎯ В ходе совместной деятельности терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе. ⎯ Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. ⎯ Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным или скромным детям. ⎯ Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков. ⎯ Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять внимание и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать добрые, теплые слова для выражения своего отношения к ребенку; ⎯ Проявлять деликатность и тактичность. Виды организации образовательного процесса: ⎯ практическое занятие, ⎯ беседа, ⎯ фотовыставка, ⎯ игра, ⎯ упражнение, ⎯ викторина, ⎯ презентация. Педагогические технологии: ⎯ технология группового обучения; ⎯ технология модульного обучения; ⎯ технология развивающего обучения; ⎯ технология мини проектной деятельности; ⎯ технология игровой деятельности; ⎯ коммуникативная технология обучения; ⎯ технология коллективной творческой деятельности. Работа с родителями: Приобщение детей к конструктивной деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьей ребенка. Формы и методы работы с родителями: ⎯ Информационные письма. ⎯ Консультации (индивидуальные, групповые). ⎯ Привлечение родителей к проектной и продуктивной деятельности. 13 ⎯ Привлечение к организации выставок детского творчества. Материально-техническое обеспечение Оснащение помещения для реализации программы: ⎯ компьютер, проектор, интерактивная доска или экран. Игровой материал для непосредственной работы с детьми: ЛЕГО – DUPLO - наборы конструктора: ⎯ Creative LEGO® DUPLO® Brick Set Кирпичики DUPLO® для творческих работ. ⎯ Wild Animals Set Дикие животные DUPLO. ⎯ Large Farm Большая ферма DUPLO. ⎯ Playground Детская площадка DUPLO. ⎯ Animal Bingo Лото с животными DUPLO. ⎯ Math Train Математический поезд DUPLO. Дидактический материал: ⎯ Схемы - презентации выполнения поделок. ⎯ Демонстрационный материал с изображением лего-поделок. ⎯ Технологические карты. Для более эффективной организации рабочего места обучающегося используются сортировочные контейнеры для деталей. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные: Конструирование по образцу — когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. ⎯ При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). ⎯ Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребенка. Методическое обеспечение и информационное обеспечение Для реализации программы используются следующие методические материалы: ⎯ ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий; ⎯ схемы изготовления изделий и пошагового конструирования; ⎯ таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов; ⎯ иллюстрации, сказки, стихи, загадки по темам занятий; ⎯ тематические мультимедийные презентации. 14 Педагогические кадры Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности. ⎯ Текущий контроль (диагностика) осуществляется через отслеживание результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы, а промежуточная аттестация (диагностика) детского развития проводится на основе возможных достижений детей. ⎯ Текущий контроль осуществляется через опросы, совместную деятельность, педагогическое наблюдение. ⎯ Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов определяется с учетом возрастных особенностей детей, содержания учебного материала и использования образовательных технологий: аналитическая справка, видеозапись, грамота, готовая работа, журнал посещаемости, портфолио, фотографии, отзыв детей и родителей. ⎯ Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: диагностическая карта, участие в конкурсе, соревнование, турнир, открытое занятие, совместное мероприятие с участием родителей, праздник и др. Виды контроля: ⎯ Входной - проводится с целью определения уровня развития детей. ⎯ Текущий - для определения степени усвоения обучающимися учебного материала. ⎯ Промежуточный - для определения результатов обучения. ⎯ Итоговый – для определения изменения уровня развития детей, развития их творческих способностей. Основные формы контроля — это общение и наблюдение в процессе работы над тематическими заданиями. В диагностике также используются такие методы контроля как практические контрольные задания, устный опрос, педагогическое наблюдение, викторина, фотовыставки, открытые занятия. Способы отслеживания результатов обучения Основные форма подведения итогов — это карты оценки результатов освоения программы, фотовыставки, открытые уроки, мультимедийные презентации, фотоотчеты. 15 Список литературы Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; 5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450; 6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ». Литература для педагога: 1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. - 352 с. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2006. - 182 с. 3. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 2526. 4. Дьяченко О.М. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педобщество России. 2007. - 399 с. 5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 2006. - 387 с. 6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 2006. 287 с. 7. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «Линка-пресс», 2001. 8. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 2001. - 299 с. 9. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 2001. 351 с. 10. Парамонова Л., Урадовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание 2005 - № 7 - С.46-49 11. Тарловская Н.Ф., Л.А. Топоркова. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М. Просвещение, 2004. - 215 с. 16 Литература для родителей и обучающихся: 1. Белошистая, А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей. / А.В Белошистая. - М.: Дрофа, 2008. - 100с. 2. Ганошенко, М.Н. Приобщение детей к художественно-творческой деятельности / М.Н. Ганошенко. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 64с. 3. Дмитриева, В.А. Академия дошкольного развития / В.А. Дмитриева. - М.: АСТ, Сова, 2006. - 72с. 4. Лыкова, И.А. Мастерская конструирования / И.А. Лыкова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 20-22. 5. Парамонова, Л.В. Творческое художественное конструирование / Л.В. Парамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С.15-20. 6. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н.В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с. Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ http://2berega.spb.ru/user/irkra/folder/94382/ www.tico-rantis.ru/games_and_activities/ https://infourok.ru http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/matematika/mnozhestva/kombinatorika-dlyadetey.html 17 Приложение №1 Мониторинг образовательных результатов обучающихся по программе «Лего-дупло» Диагностика уровня развития умений и навыков Навык подбора необходимых деталей: ⎯ Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. ⎯ Достаточный (+): может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. ⎯ Средний (+-): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности. ⎯ Низкий (-): не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь ⎯ Нулевой (0): полное отсутствие навыка. Умение проектировать по образцу: ⎯ Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. ⎯ Достаточный (+): может, самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу. ⎯ Средний (+-): может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. ⎯ Низкий (-): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога. ⎯ Нулевой (0): полное отсутствие умения. Умение конструировать по пошаговой схеме: ⎯ Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. ⎯ Достаточный (+): может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме. ⎯ Средний (+-): может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. ⎯ Низкий (-): не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. ⎯ Нулевой (0): полное отсутствие. 18 Мониторинг образовательных результатов обучающихся по программе «Лего-дупло» Диагностическая карта «Технические навыки» (промежуточная и итоговая диагностика) № п/п Ф. И. О. ребенка Конструирование по заданным условиям декабрь май Конструирование по образцу декабрь май Конструирование по схеме декабрь май Конструирование по замыслу декабрь май 1. 2. 3. 4. 5. 6. Критерии оценок: «- -»-низкий уровень; «+ -»-средний уровень; «+» средний уровень; «+ +»- высокий уровень. Умение конструировать по заданию. ⎯ Высокий (+ +): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по заданию педагога. ⎯ Достаточный (+): может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по заданию педагога. ⎯ Средний (+ -): может конструировать по заданию педагога медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. ⎯ Низкий (- -): не может понять последовательность действий, может выполнять задание только под контролем педагога. ⎯ Нулевой (0): полное отсутствие. Уровень Приложение №2 Оценочные материалы по программе «Лего-дупло» Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения программы. В процессе мониторинга изучаются характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс - диагностики. Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждого периода обучения) педагогической диагностики развития каждого воспитанника. В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель: ⎯ Высокий уровень – выполняет самостоятельно, без подсказки педагога; ⎯ Хороший уровень – выполняет самостоятельно, с небольшой подсказкой взрослого ⎯ Средний уровень – выполняет с помощью взрослого; ⎯ Слабый уровень – затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи взрослого. Диагностическая карта № Показатель / Критерий Диагностический инструментарий п/п Подбор необходимых деталей «Мальчик и девочка» - детям предлагается большой 1 для модели набор деталей – необходимо выбрать те, которые нужны для постройки Знание названий деталей. «Чудесный мешочек» - детям предлагается на ощупь 2 определить и назвать детали Умение конструировать поделку «Собери модель» - педагог предлагает пошаговую 3 по схемам схему сбора модели - оценивается самостоятельность деятельности Умение конструировать поделку «Собери модель по памяти» - педагог показывает в по образцу течение нескольких секунд модель из нескольких деталей, а затем убирает ее. Необходимо собирать 4 модель по памяти и сравнить с образцом. «Дерево» - дети в микро-группах конструируют модель дерева большого размера по образцу. Умение конструировать поделку Педагог предлагает порадовать родителей и сделать 5 по замыслу им подарок Умение конструировать поделку «Любимые сказки» - педагог предлагает иллюстрации 6 по рисункам, иллюстрациям к сказкам - дети конструируют сказочных персонажей Умение рассказать о своей Детям предлагается рассказать, что они построили, 7 поделке, дать ей название и кто это, из каких деталей. презентовать 20 н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г Умение рассказывать о своей поделке Умение конструировать по схеме/образцу /замыслу Подбор необходимых деталей для модели Фамилия Имя обучающегося Название деталей № п/п Интерес к данному виду деятельности Уровень развития умений и навыков Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) ⎯ Высокий - может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. ⎯ Хороший - может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. ⎯ Средний - может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности, необходимы подсказки педагога. ⎯ Слабый - не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь. Умение проектировать по образцу ⎯ Высокий - может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. ⎯ Хороший - может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу. ⎯ Средний - может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. ⎯ Слабый - не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога. Умение конструировать по пошаговой схеме ⎯ Высокий - может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. ⎯ Хороший - может самостоятельно, исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме. ⎯ Средний - может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. ⎯ Слабый - не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. н/г к/г 1. 2. … 21