Академия монсиков-краски эмоций

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №2

Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100-Н от «01» апреля 2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Академия монсиков: краски эмоций»»
(Развитие эмоционального интеллекта)

Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Золотова Мария Олеговна,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Пышма, 2024

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарных требований
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г.
№ 450; Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью
дошкольного образования является создание благоприятных условий гармоничного развития
ребенка, для качественного проживания периода дошкольного детства. Стандартом заданы целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться в развитии и воспитании ребенка. Предполагается, что к моменту выпуска из дошкольной организации ребенок может активно, самостоятельно и осознанно выбирать средства для решения задач, ведущих к достижению поставленных целей, может активно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, может
проявлять инициативу в организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,
может выстраивать теплые, доверительные отношения с людьми, оказывать помощь и поддержку нуждающимся, сочувствовать и сопереживать. Таким образом, акцент в дополнительном образовании делается на успешной социальной адаптации детей, их способности реализовать себя в социуме.
Программа «Академия монсиков: краски эмоций» предназначается организованным
группам обучающихся 5-6 лет из дошкольных образовательных организаций и ориентирована
на развитие у ребенка эмоционального интеллекта, внимания, наблюдательности, мелкой моторики рук, навыков письма, логического мышления и простых навыков коммуникации с использованием разных видов игровой деятельности.
Актуальность программы. Актуальность работы по развитию эмоционального интеллекта дошкольников обусловлена тем, что одним из приоритетных направлений в образовательной области согласно ФГОС ДО является «Социально-коммуникативное развитие», а
именно содействие пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых, развитие эмоциональной отзывчивости, способности откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, умения различать, понимать отдельные эмоциональные проявления и правильно их называть.
Новизна программы заключается в использовании методики «5 этапов» игрового образовательного процесса для достижения образовательных результатов. Методика состоит этапов: «я чувствую»: включение всех сенсорных систем в процессе обучения помогает эффективному усвоению информации, «я хочу»: мотивация к деятельности, «я знаю»: знания преподносится тогда, когда ребёнок максимально готов их усвоить, «я могу»: позитивная обратная связь
на каждом занятии – важный этап закрепления навыка и поддержания самооценки ребёнка, «я
делаю»: задача обучения – передать ребёнку навык и мотивацию к его применению. Суть
2

такого подхода заключается в том, что в процессе знакомства с новой информацией, ребенок
проходит все стадии подготовки, мотивации, принятия, освоения и применения новых знаний
на практике. Таким образом, у ребенка активизируется познавательный интерес.
Отличительная особенность программы от уже существующих заключается в том, что
в основе программы лежит методика развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков». Данная методика разработана отечественными специалистами под руководством психолога и эксперта Виктории Шиманской, одобрена Гильдией психологов, Московским институтом психоанализа.
Отличительной особенностью методики является то, что она построена на базе образовательного игрового процесса, структура которой включает в себя:
⎯ Работу с базовыми эмоциями: радость, печаль, страх, удивление, гнев, отвращение, презрение, которая реализуется через игровой процесс и выполнение упражнений. В этом помогают специально разработанные автором сказочные персонажи — Монсики. Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций,
чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры. Вместе с ними можно найти выход
из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много полезных
навыков.
⎯ Работу с конкретными навыками: коммуникативными, развития лидерства, уверенности в
себе и другими личностными и навыками социализации. Данный вид деятельности реализуется посредством использования рабочих тетрадей для детей с персональными практическими заданиями. Каждая тетрадь включает в себя разные виды активности: наклеивание,
рисование, раскрашивание, обведение и др. Задания тетради направлены на развитие мелкой моторики, навыков письма и речи, внимания и наблюдательности, терпения, логического мышления, навыков коммуникации, умения находить выход в сложных игровых ситуациях, чтобы в дальнейшем переносить полученные знания в реальную жизнь.
Адресат программы - организованные группы обучающихся 5-6 лет из дошкольных образовательных организаций.
Возрастные особенности детей. В этом возрасте образ мыслей ребенка имеет широкий
диапазон, он готов выходить за рамки ситуации, искать нестандартные подходы к решению
проблемных задач, оперирует достаточным объемом временных представлений, ориентируется
в последовательности, в пространстве и на плоскости, что эффективно сказывается на развитии
мыслительных операций. Он как губка впитывают всю познавательную информацию. Его привлекает широкий социальный и природный мир, яркие события, интересные факты. Происходит формирование навыков командной работы с координацией творческих действий, направлением на поиск наиболее удачных творческих решений. Практические навыки закрепляют и
совершенствуют представления, умения и навыки, развивают самостоятельность, инициативность, умение передавать свое отношение к продуктивной деятельности, успешно используя
полученный социальный опыт.
Режим занятий. Занятие проводится 1 раз в неделю 1 час. Продолжительность одного
академического часа – 30 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы–36ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36
учебных недель - 9 учебных месяцев. Количество обучающихся в группе не более 12-ти человек. Занятия проводятся в групповой форме.
Формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
3

Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: текущий контроль - усвоение тематического материала (педагогическое наблюдение, устный опрос); промежуточный контроль - усвоение учебного материала за 1-е полугодие (игра-викторина, диагностика эмоционального уровня развития ребенка); итоговый контроль - освоение программного материала за весь учебный период (контрольное задание, тематическая игра, открытое занятие).
Цель программы - формирование у дошкольников эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе и окружающим через разные виды деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ сформировать устойчивый интерес детей к совместной работе с педагогом в направлении эмоционального развития;
⎯ познакомить детей с многообразием проявлений эмоций и чувств;
⎯ познакомить с понятиями этикета общения, такта и вежливости;
⎯ познакомить с понятиями вербального и невербального пути передачи информации.
Развивающие:
⎯ сформировать навык распознания собственных эмоций;
⎯ сформировать навыки адекватного вербального и физического выражения своих переживаний, навыки контроля эмоций;
⎯ сформировать навык распознавания эмоций другого человека;
⎯ сформировать навыки работы в команде;
⎯ сформировать навыки противостоянию психологическим манипуляциям.
Воспитывающие:
⎯ воспитать эстетические и волевые качества;
⎯ воспитать культуру деятельности и дух сотрудничества.
Планируемые результаты по итогам освоения учебной программы:
⎯ повышение уровня развития эмоционального интеллекта и конкретных эмоциональных
компетенций (освоение навыков распознавания своих эмоций и эмоций другого человека);
⎯ проявление умений дифференцировать, анализировать и находить выражение чувствам, ощущениям, переживаниям.

4

Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

1

0,5

0,5

4

2

2

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.

Вводное занятие «Монсики и
краски эмоций»
Встреча с монсиком Нескучайкой
«А» - активность
«Б» - боязнь
«В» - веселье
«Г» - грусть
Встреча с монсиком Хохотайкой
«Д» - доброта
«Е» - единство
«Ж» - жадность
«З» - забота
Встреча с монсиком Мими
«И» - интерес
«К» - красота

1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
0,5
0,5

4.3.
4.4.
4.5.
5.

«Л» - любовь
«М» - миролюбие
Настольная игра «Эмоционариум»
Встреча с монсиком Миротворец

1
1
1
4

0,5
0,5
0,5
2

0,5
0,5
0,5
2

5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.

«Н» - настойчивость
«О» - ответственность
«П» - правдивость
«Р» - равнодушие
Встреча с монсиком Помогайка

1
1
1
1
4

0,5
0,5
0,5
0,5
2

0,5
0,5
0,5
0,5
2

6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.

«С» - смелость
«Т» - трусость
«У» - удивление
«Ф» - фантазия
Встреча с монсиком Сомневайка
«Х» - хвастовство
«Ц» - ценности
«Ч» - честность
«Ш» - шалость
Встреча с монсиком Успевайка
«Щ» - щедрость
«Э» - эмоции
«Ю» - юмор
«Я» - я личность
Итоговые занятия. «Королевство внутреннего мира»
«Ожившие эмоции»
Кейс-игра «Мы в этом взрослом
мире»
Итого

1
1
1
1
5
1
2
1
1
4
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
0,5
1
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
0,5
1
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5

5

2

3

2

1

1

Конкурс рисунков

3

1

2

Итоговая диагностика

36

18

18

1.
2.

9.
9.1.
9.3.

Входная диагностика
Педагогическое наблюдение
Устный опрос
Контрольное задание
Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение
Устный опрос
Турнир
Педагогическое наблюдение
Устный тест

Педагогическое наблюдение
Викторина
Педагогическое наблюдение
Устный опрос
Педагогическое наблюдение
Контрольное задание

5

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие. «Монсики и краски эмоций»
Теория. Знакомство детей с Монсиками – проводниками эмоций и чувств. Входящая диагностика на определение уровня эмоциональной зрелости детей (цветовой интерактивный тест эмоциональных состояний).
Практика. Игра-путешествие «Долина Монсиков».
Раздел 2. Встреча с монсиком Нескучайкой
2.1. Тема: «А» - активность
Теория. Иллюстрированная беседа об активности как о важном ресурсе, который являются основой энергичной и полноценной жизни.
Практика. Комплекс игр и упражнений «Активашки-ленивчики» для активизации двигательной и эмоциональной активности.
2.2. Тема: «Б» - боязнь
Теория. Иллюстрированная беседа о бесстрашии – способности справляться с факторами, вызывающими страх.
Практика. Викторина «Нам не страшен серый волк».
2.3. Тема: «В» - веселье
Теория. Иллюстрированная беседа о веселье – одном из основных эмоциональных состояний человека, причинном или беспричинном, имеющем своим свойством полноту
жизненных сил, вдохновение и беззаботность.
Практика. Настольная игра «Фигля: корчим рожицы».
2.4. Тема: «Г» - грусть
Теория. Иллюстрированная беседа о грусти как о важном психическом переживании,
которое возникает при недовольстве определенными моментами жизни.
Практика. Просмотр мультфильма «Комната грусти» с обсуждением, коммуникативная
игра «Грустики-гасики».
Раздел 3. Встреча с монсиком Хохотайкой
3.1. Тема: «Д» - доброта
Теория. Иллюстрированная беседа о роли доброты - положительном качестве личности,
выражающееся в отзывчивости и желании бескорыстно помогать людям, а также о злости – недоброжелательном чувстве раздражения, гнева и досады.
Практика. Просмотр мультфильма «Уроки доброты» с обсуждением.
3.2. Тема: «Е» - единство
Теория. Иллюстрированная беседа об ощущении единства внутри коллектива, члены которого идут к одной цели.
Практика. Командные соревнования на сплочение «Равновесие».
3.3. Тема: «Ж» - жадность
Теория. Иллюстрированная беседа о жадности как нежелании ни с кем делиться, стремлении владеть всем, не думая ни о ком, а также о щедрости – открытости, готовности
делиться чем-то с другими.
Практика. Интерактивная игра «Жадные жуки Жужжаки».
3.4. Тема: «З» - забота
Теория. Иллюстрированная беседа о заботе как проявлении любви, уважении, сопереживании к другому человеку, которые дают понять, что он нам важен, а также о равнодушии - состоянии, представляющем собой безразличное отношение к окружающему
миру, людям, себе, происходящим событиям.
6

Практика. Просмотр мультфильма «Школа заботы» с обсуждением.
Раздел 4. Встреча с монсиком Мими
4.1. Тема: «И» - интерес
Теория. Иллюстрированная беседа об интересе – желании и потребности узнать что-то
новое, чувствах захваченности, зачарованности, любопытства.
Практика. Фотоконкурс «Моё хобби».
4.2. Тема: «К» - красота
Теория. Иллюстрированная беседа о красоте - характеристики человека, природы или
любого предмета, привлекающей внимание и вызывающей положительные эмоции.
Практика. Коммуникативная игра «Дарите комплименты».
4.3. Тема: «Л» - любовь
Теория. Иллюстрированная беседа о любви как о сильном чувстве глубокой привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, которое выражается в положительном отношении к кому-либо или чему-либо, а также беседа о противоположном чувству любви – ненависти.
Практика. Просмотр мультфильма «Сила любви» с обсуждением.
4.4. Тема: «М» - миролюбие
Теория. Иллюстрированная беседа о миролюбии – положительном качестве, которое
проявляется в способности и желании человека мирно решать конфликты.
Практика. Интерактивная викторина «Миру мир».
4.5. Тема: Турнир настольных игр «Эмоционариум»
Теория. Беседа об изученных эмоциях, промежуточная диагностика.
Практика. Турнир настольных игр по развитию эмоционального интеллекта («Домик
настроения», «Brainy trainy»).
Раздел 5. Встреча с монсиком Миротворец
5.1. Тема: «Н» - настойчивость
Теория. Иллюстрированная беседа о настойчивости как о волевом качество, которое помогает преодолевать внутренние и внешние препятствия, чтобы достигать намеченных
целей.
Практика. Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование целеустремленности, настойчивости, упорства.
5.2. Тема: «О» - ответственность
Теория. Иллюстрированная беседа об ответственности – способности человека брать на
себя обязательства и соблюдать их, держать обещания, отвечать за последствия своих
решений.
Практика. Интерактивная викторина «Урок про ответственность».
5.3. Тема: «П» - правдивость
Теория. Иллюстрированная беседа о правдивости как о способности человека объективно воспринимать окружающую действительность и действовать в ней со своими
убеждениями и принципами, не обманывая ни себя, ни других.
Практика. Коммуникативная игра «Две правды и одна ложь».
5.4. Тема: «Р» - равнодушие
Теория. Иллюстрированная беседа о равнодушии как о безучастном, лишенном интереса, пассивном к окружающему состоянии человека.
Практика. Просмотр мультфильма «Мистер равнодушный» с обсуждением.
Раздел 6. Встреча с монсиком Помогайка

7

6.1. Тема: «С» - смелость
Теория. Иллюстрированная беседа о смелости как способность человека сделать чтолибо несмотря на свои страхи и риски, которые могут возникнуть.
Практика. Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование смелости, решимости, храбрости.
6.2. Тема: «Т» - трусость
Теория. Иллюстрированная беседа о трусости – свойстве характера, которое выражается
в неспособности преодолеть страх перед личной опасностью.
Практика. Просмотр мультфильма «Три труса» с обсуждением.
6.3. Тема: «У» - удивление
Теория. Иллюстрированная беседа об удивлении как о самой быстротечной и одной из
самых сложных эмоции, возникающей при неожиданной ситуации.
Практика. Театрализованная игра «Удиви меня».
6.4. Тема: «Ф» - фантазия
Теория. Иллюстрированная беседа о фантазии как о способности человека в привычных
вещах разглядеть что-то необычное, интересное и придумать новую идею, что-то изобрести.
Практика. Комплекс игр и упражнений, направленных на развитие фантазии и творческих способностей.
Раздел 7. Встреча с монсиком Сомневайка
7.1. Тема: «Х» - хвастовство
Теория. Иллюстрированная беседа о хвастовстве – излишнем восхвалении своих достоинств, успехов и прочих качеств (иногда мнимых) с целью возвышения себя в глазах
кого-либо.
Практика. Просмотр мультфильма «Воробей Хвастун» с обсуждением.
7.2. Тема: «Ц» - ценности
Теория. Иллюстрированная беседа о ценностях – материальных и духовных приоритетах, задающих цель в жизни человека; опорах, позволяющих принимать решения и делать важный выбор
Практика. Проект «Остров моих ценностей».
7.3. Тема: «Ч» - честность
Теория. Иллюстрированная беседа о честности как свойстве человека выражать словами
своё истинное отношение к какому-либо предмету, быть открытыми и избегать обмана
в отношениях с другими людьми и с собой.
Практика. Коммуникативная игра «Честное пионерское».
7.4. Тема: «Ш» - шалость
Теория. Иллюстрированная беседа о шалости – разновидности поведения, которое проявляется в виде веселой проказы, забавы или проделки ребенка, в которых ярко выражаются его активность, инициатива, изобретательность.
Практика. Интерактивная игра «Шалость удалась!»
Раздел 8. Встреча с монсиком Успевайка
8.1. Тема: «Щ» - щедрость
Теория. Иллюстрированная беседа о щедрости – готовности и способности делиться с
другими людьми своими материальными и духовными ценностями, а также беседа о
противоположном качестве – скупости.

8

Практика. Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование представлений
о щедрости, взаимопомощи и сотрудничества.
8.2. Тема: «Э» - эгоизм
Теория. Иллюстрированная беседа об эгоизме – поведении, целиком определяемым мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей; о здоровых и нездоровых формах эгоизма.
Практика. Просмотр мультфильма «Великан-эгоист» с обсуждением.
8.3. Тема: «Ю» - юмор
Теория. Иллюстрированная беседа о юморе как способности человека видеть смешное в
окружении или ситуации, смеяться над этим или шутить самому.
Практика. Интерактивная игра «Импровизация».
8.4. Тема: «Я» - я личность
Теория. Иллюстрированная беседа о различиях людей в эмоциональном плане.
Практика. Мини-тренинг невербального общения «Азбука эмоций».
Раздел 9. Итоговые занятия. «Королевство внутреннего мира»
9.1. Тема: Конкурс рисунков «Ожившие эмоции»
Теория. Беседа об изученном материале по разделам и темам программы «Академия
монсиков: краски эмоции».
Практика. театрализованная игра «Театр эмоций», конкурс рисунков «Ожившие эмоции».
9.2. Тема: Кейс-игра «Мы в этом взрослом мире»
Теория. Подведение итогов по программе «Академия монсиков: краски эмоций».
Практика. Итоговая диагностика обучающихся по разделам программы, кейс-игра «Мы
в этом взрослом мире».
Планируемые результаты:
⎯ наличие благоприятной психологической атмосферы в группе обучающихся;
⎯ исключение эмоциональных проблем, мешающих эффективному общению;
⎯ сплочение коллектива, повышение уровня конкретных эмоциональных компетенций
(освоение навыков распознавания своих эмоций и эмоций другого человека);
⎯ повышение уровня социального интеллекта, как способности эффективно взаимодействовать с окружающими, с принятием во внимание их эмоционального состояния;
⎯ проявление способности к контролю аффективных импульсов и адекватному проявлению своих эмоций с использованием возможностей мимики/пластики тела;
⎯ проявление техник выражения негативных переживаний;
⎯ проявление коммуникативных навыков, способностей максимально точно вербально
выражать свои мысли, чувства и переживания;
⎯ проявление умения слушать и слышать собеседника;
⎯ наличие навыков противостояния психологическим манипуляциям (сохранение эмоционального спокойствия в ситуации конфликта);
⎯ проявление полноценного удовлетворения потребности отдельных детей во внимании;
⎯ проявление лидерских качеств.

9

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Основные принципы построения взаимодействия с детьми, заложенные в программу:
⎯ Принцип добровольности, предполагающий не директивное привлечение детей к совместной деятельности. Каждый ребенок может в любой момент отказаться от упражнения или игры без объяснения причин.
⎯ Принцип конфиденциальности, согласно которому педагог не имеет права предоставлять любую информацию, полученную от ребенка третьим лицам, без согласия ребенка
на это. Исключения составляют случаи, в которых эта информация связана с нарушением прав ребенка или угрозой его жизни и здоровью.
⎯ Принцип активности, который можно сформулировать так: «Если хочешь что-то получить, нужно что-то сделать».
⎯ Принцип без оценочного отношения означает, что педагог принимает детей такими, какие они есть.
⎯ Принцип партнерских отношений, подразумевает, что ребенок и взрослый находятся на
одном уровне, взрослый лишь выступает в роли фасилитатора, который очень деликатно
направляет ребенка.
Выбор методов и форм обучения для реализации настоящей программы определяется:
⎯ поставленными целями и задачами;
⎯ принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;
⎯ возможностями детей на каждом этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности);
⎯ наличием соответствующей материально-технической базы.
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой
среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и
свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Диагностические методы:
⎯ наблюдение;
⎯ беседа;
⎯ стандартизованные психодиагностические методики;
⎯ проективные рисуночные тесты «я в группе», «я и мои друзья»;
⎯ авторская методика «что ты почувствуешь, если ...?»;
⎯ анкеты для мониторинга эффективности программы.
Обучающие методы:
⎯ беседа;
⎯ метод фасилитации;
⎯ групповая дискуссия;
⎯ тренинговый метод;
⎯ кейс-технологии;
⎯ мозговой штурм;
⎯ психологические игры и упражнения;
⎯ драматизация.
Методы регуляции эмоционального состояния:
⎯ релаксационные упражнения;
10

⎯ арт-терапия;
⎯ дыхательная гимнастика;
⎯ психогимнастические паузы.
Основными методами обучения являются:
⎯ словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
⎯ наглядный практический (выполнение работ по образцу педагога, по схемам);
⎯ объяснительно-иллюстративный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
восприятие и усвоение готовой информации);
⎯ репродуктивный (работа по образцу, воспроизведение полученных знаний и освоенных
способов деятельности);
⎯ игровой (создание игровых ситуаций).
⎯ частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом).
Основными формами организации образовательного процесса являются:
⎯ индивидуально-групповая;
⎯ групповая.
Основными формами организации учебного занятия являются:
⎯ беседа;
⎯ презентация
⎯ выставка работ;
⎯ практическая деятельность;
⎯ игровая деятельность;
⎯ конкурсная деятельность.
Педагогические технологии:
⎯ технология учебного занятия;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология репродуктивной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия (структура занятия - 30 минут)
1. Приветствие (мотивация)
2. Погружение в тему занятия (введение в тему)
3. Беседа, просмотр презентации (теория)
4. Игры, смотр мульфильмов, упражнения, задания и т.д. (практика)
5. Прощание (рефлексия)
Принципы, лежащие в основе построения программы:
⎯ принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
⎯ принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
⎯ принципы демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
⎯ принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);

11

⎯ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Материально-техническое обеспечение
⎯ кабинет, оборудованный рабочими столами, в соответствии с возрастом детей;
⎯ доска для демонстрации предметной и сюжетной информации;
⎯ аудиоаппаратура и диски с необходимым для занятий материалом;
⎯ технические средства обучения проектор, экран, ПК, акустическая система;
⎯ настольные игры;
⎯ игровой реквизит;
⎯ наборы карточек, картинок.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми дошкольного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система оценки достижения планируемых результатов
Текущий
Промежуточный

Педагогическое наблюдение на каждом занятии
Выявление уровня освоения программы в первом полугодии

Итоговый

Выявление уровня освоения программы по итогам учебного года

Формы аттестации, виды контроля
⎯ Входная диагностика: интерактивный тест.
⎯ Промежуточная диагностика: викторина, командное соревнование, конкурс.
⎯ Итоговая диагностика: кейс-игра, конкурс рисунков.
Способы определения результативности обучения по программе:
⎯ карта наблюдения умений и навыков обучающихся (заполняется воспитателем);
⎯ анкетирование родителей.

12

Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273ФЗ.;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
6. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
7. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагогов:
1. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии, 2008. №5. С.83-85.
2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс,
2004.
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004.
С. 29-39.
6. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.
– М.: «Книголюб», 2005.
7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: «Речь», 2006.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис,
2000.
9. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.
Литература для обучающихся и родителей:
1.
2.
3.
4.

Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.
Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: «Валерии СПД», 2001.
Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор – составитель
И.А. Пазухина. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004.

13

Список интернет-ресурсов:

1.

https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-emotcionalnogo-intellekta-udoshkolnikov

2.

https://psychologytoday.ru/public/emotsionalnyy-intellekt/

3.

https://studwood.ru/2051383/psihologiya/ponyatie_emotsionalnogo_intellekta

4.

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-narodnyeskazki/russkie-skazki-pro-zhivotnyh/kaksobaka-druga-iskala/

14

Приложение №1
Дидактический материал
Карточка для Филингбокса

Компас эмоций

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».