Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от «01» апреля 2024г.
Протокол №32
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО «ДДТ»
_________ Караульщикова Л.Ю.
№ 100 Н от «01» апреля 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Занятия с умной песочницей»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Караульщикова Людмила Юрьевна,
методист
г. Верхняя Пышма, 2024
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ
от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных требований 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28); методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября
2015 № 09-3242; Устава муниципального автономного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ДДТ».
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного
общества. Современный процесс информатизации также затрагивает и дополнительное
образование. Сегодня предъявляются новые требования к образованию детей дошкольного
возраста через внедрение таких подходов, которые способствуют не замене традиционных
средств дидактики, а расширению возможностей.
При разработке данной программы учитывалась специфика регионального
компонента образовательного пространства городского округа Верхняя Пышма и
использовался методический материал образовательного комплекса «Занятия для
интерактивной песочницы», разработанный компанией ООО «СтедАп Инновации».
Данный учебный материал основан на интеграции образовательных областей, и
соответствует требованиям федерального государственного стандарта дошкольного
образования, направлен на индивидуализацию образования и социализацию ребенка,
учитывает специфику дошкольного возраста, которая обуславливает личностноориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка и его творческого
потенциала.
Занятия в интерактивной песочнице позволяют формировать картину целостного
мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность
ребенка, уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность,
беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю
впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с
близкими и сверстниками. Также такие занятия рекомендованы для профилактики
нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности
ребенка, снижения уровня мышечной зажатости и организации специального общения,
способного структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных
эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.
Актуальность программы заключается во внедрении технических средств,
адаптированных для учебно-воспитательного процесса дополнительного образования
детей.
Использование такого средства, как интерактивная песочница, способствует
развитию «ручного интеллекта», благоприятно влияющего на тактильную
2
чувствительность мелкой моторики, успокаивая и расслабляя мышцы рук. В играх с песком
происходит гармонично-интенсивное развитие всех познавательных функций (восприятие,
внимание, память, мышление), совершенствуется развитие предметно-игровой
деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и
коммуникативных навыков ребенка.
Игры с песком обусловлены физическими его свойствами - приятная мягкость,
шершавость, тягучесть, действуют на ребенка вдохновенно и завораживающе. Правильно
подобранные игры и упражнения способствуют снятию мозгового напряжения, а также
развитию межполушарного взаимодействия, развивают образное мышление и
пространственное воображение, улучшают процессы саморегуляции, что очень актуально
перед поступлением в школу.
Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к
организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы.
Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший
воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
⎯ существенно
усиливается
желание
ребенка
узнавать
что-то
новое,
экспериментировать и работать самостоятельно;
⎯ происходит развитие тактильной чувствительности как основы «ручного
интеллекта»;
⎯ гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции (восприятие,
внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
⎯ совершенствуется предметно-игровая деятельность, способствующие развитию
сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Педагогическая целесообразность программы в содержании тематических игр,
способствующих позитивной социализации ребенка. Игры на песке — одна из форм
естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные
истории в наиболее органичной для ребенка форме, происходит передача знаний,
жизненного опыта, событий и законов окружающего мира. Основное содержание
групповых занятий – это обучающие, познавательные, коррекционные и проективные игры.
Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игровой деятельности являются
проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний,
умений и возможностей.
Отличительной особенностью программы от других программ является основная
ее идея - используя игры в интерактивной песочнице позитивно влиять на эмоциональное
самочувствие детей, снижать уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать
внутреннее состояние и способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию интерактивной песочницы заключается в
эффективном развитии эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного
возраста, который направлен на:
⎯ понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего
компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в
различных эмоциональных ситуациях;
⎯ формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие
коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной
регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований,
3
необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через
создание позитивного эмоционального фона;
⎯ гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же
материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя
одну и туже модель, приоткрыть границы новых возможностей детского творчества;
⎯ пространство интерактивной песочницы используется как среда для общения ребенка
с самим собой и символами реального мира.
Адресат программы. Программа адресована детям от 5 до 7 лет.
Условия набора детей. Набор на обучение по программе осуществляется по запросам
родителей обучающихся. Количество детей в группе не превышает 8-10 человек. Группа
формируется разновозрастная, с постоянным или переменным составом.
Возрастные особенности обучающихся. По своим характеристикам головной мозг
ребенка 5-7 лет приближается к показателям мозга взрослого человека с постоянно
расширяющимися интеллектуальными возможностями. Ребенок не только выделяет
существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинноследственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность
саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше
предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребёнка о себе;
оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается
избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Ловкость и развитие
мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при
самообслуживании. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Объём
памяти изменяется не существенно. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приёмы и средства. Общими для всех обучающихся являются в
разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Программа предназначена для педагогов и
родителей обучающих и воспитывающих детей, проходящих адаптацию, испытывающих
трудности в контакте со сверстниками и взрослыми.
Режим занятий. Занятие проводится один раз в неделю - один учебный час. В
соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для
дошкольников составляет 30 минут.
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы–36ч.
Срок освоения программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса:
36 учебных недель - 9 учебных месяцев.
Форма обучения очная - фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий - теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов - педагогическое наблюдение, тестирование,
устный опрос, контрольные упражнения, творческое задание, турнир, конкурс, викторина,
открытый урок.
Цель программы - познавательное и сенсорное развитие ребенка дошкольного
возраста посредством использования в игровой деятельности интерактивной песочницы.
Задачи программы:
4
Образовательные:
⎯ обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;
⎯ формировать сенсорные способности, ориентировку в пространстве, аналитическое
восприятие изображаемого предмета;
⎯ продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть,
рыхлость).
Развивающие:
⎯ развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление,
творческое воображение, креативность;
⎯ развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
⎯ развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной
комплектации, планировать деятельность;
⎯ развивать интерес к нестандартным играм с песком;
⎯ способствовать развитию мелкой моторики и речевых навыков.
Воспитательные:
⎯ расширять знания и представления об окружающем мире;
⎯ воспитывать самостоятельность и аккуратность при игре с песком;
⎯ формировать коммуникативные навыки, способствующие успешной адаптации в
детском коллективе.
5
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Всего Теория Практика
Формы аттестации/
контроля
1.
Ведение в программу
2
1
1
Входная диагностика
2.
Режим Сахара, Остров
2
1
1
3.
Режим Фигуры
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
4.
Режим Город
2
1
1
Устный опрос
5.
Режим Природа
2
1
1
6.
Режим Радуга
2
1
1
7.
Режим Подводный мир
2
1
1
8.
Режим Космос/цветы
3
1
2
9.
Режим Вулкан
3
1
2
10.
Режим Времена года
3
1
2
11.
Режим Сокровища
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
12.
Режим Прятки
2
1
1
Турнир
13.
Режим Мультфильмы
3
1
2
14.
Режим Раскраска
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
15.
Режим Черепаха
2
1
1
Конкурс
16.
Итоговое занятие
2
1
1
Открытое занятие
Итого:
36
16
20
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнения
Содержание учебного (тематического) плана
№
п/п
1.
Название темы
Теория
Практика
Ведение в
программу
Правила техники
безопасности, поведения в
группе.
2.
Режим Сахара,
Остров
Уточнение и активизация
словаря по теме, новые
понятия и правила.
3.
Режим Фигуры
Уточнение и активизация
словаря по теме, новые
понятия и правила.
Знакомство с волшебным
песком и правилом поведения с
ним. Знакомство с различными
свойствами волшебного песка.
В режиме Остров - насыпая
песок в большую горку,
необходимо построить остров,
расставить строения, деревья и
жителей острова, придумать
название острова и правила
жизни для аборигенов.
В этом режиме дети
познакомятся с формой, научат
6
4.
Режим Город
Уточнение и активизация
словаря по теме, новые
понятия и правила.
5.
Режим Природа
Специфика рельефа. Смена
дня и ночи. Уточнение и
активизация словаря по теме,
новые понятия и правила.
6.
Режим
Радуга/Цветы
7.
Режим
Подводный мир
8.
Режим Космос
Активизация словаря по
теме, новые понятия и
правила игры.
Активизация словаря по
теме, новые понятия и
правила игры.
Новые понятия о
космическом пространстве.
Базовые основы физики и
астрономии.
9.
Режим Вулкан
10.
Режим Времена
года
11.
Режим
Сокровища
Термин - вулкан, строение и
причины образования.
Поведения действующих и
спящих вулканов.
Причины извержения лавы и
ее свойства.
Влияние вулканов на
окружающую среду и
человека.
Сезонные изменения в
природе: снегопад, ледоход,
листопад. Как меняется
поведение животных, какую
одежду выбирают люди?
Правила счета
определенного
количества клеток в
сравнивать и анализировать
фигуры.
В этом режиме дети могут
строить свой город из игрушек,
которые идут в комплекте с
песочницей. Посреди города
проходит высохший канал. Его
нужно откопать, чтобы мог
проплыть корабль и тогда
откроется продолжение
Наблюдение за природой в
динамике. На ровной
поверхности зелёная лужайка,
высокие горы с заснеженными
вершинами, движение туч и
накрапывание дождя, смена дня
и ночи…
Знакомство с интересными
цветами и их строением.
Погружение в подводный мир и
изучение морских глубин под
музыкальное сопровождение.
Самостоятельное
формирование космических
объектов из песка под
поучительные рассказы
педагога.
Создание песочных объектов –
вулканов. Создание отвесной
горы из песка, имеющую
вершину округлой формы,
которая будет располагаться
выше уровней бортов с
имитацией реального вулкана,
извержением лавы и
испусканием дыма.
Выбор желаемого времени года
для обсуждения. Расширение
представлений, обобщение
наблюдений, систематизация
знаний о погодных условиях.
Выполнение заданий и
поиск клада. Если клад
найти не удалось, возврат к
7
разные стороны с
одновременным
достижением нескольких
целей.
Активизация словаря по
теме, новые понятия и
правила игры.
Знакомство с новыми
мультфильмами, историями
и героями.
12.
Режим Прятки
13.
Режим
Мультфильмы
14.
Режим Раскраска
Активизация словаря по
теме, новые понятия и
правила игры.
15.
Режим Черепаха
16.
Итоговое занятие
Активизация словаря по
теме, новые понятия и
правила игры.
Подведение итогов года
исходной позиции в начало
игры.
Выполнение заданий по
отгадыванию места, где
спрятался сказочный персонаж.
Отгадывание персонажей,
обсуждение героев,
вознаграждение в форме
анимации из мультфильма.
Рисование и проявление
творческих способностей. При
помощи рельефа рисуются
различные существа,
мультипликационные герои и
животные, параллельно
разукрашиваются в разные
цвета.
Прокладывание правильного
пути черепашке, раскапываются
бонусы для нее.
Открытое игровое занятие.
Планируемые результаты
Предметные:
⎯ дети хорошо владеют техническими приемами песочницы (регулируют высоту и
глубину песка), ориентируются в пространстве;
⎯ знают правила поведения игр в песочнице.
Метапредметные:
Познавательные навыки:
⎯ умеют логически мыслить, анализировать и сравнивать;
⎯ выбирают наиболее эффективные способы решения творческих задач;
⎯ достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления,
пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
Регулятивные навыки:
⎯ умеют формулировать для себя цели и задачи в творческой деятельности;
⎯ соотносят свои практические действия с планируемыми результатами,
корректируют свои действия в соответствии с ситуацией;
⎯ действуют в соответствии с правилами выполнения работы, применяют образец,
выполняют инструкции.
Коммуникативные навыки:
⎯ определяют характер своей работы, планируют свою деятельность, прослушав
задание;
8
⎯ пользуются речью как средством общения со сверстниками;
⎯ имеют устойчивый интерес к нестандартной деятельности;
Личностные:
⎯ уверены в себе, спокойны и доброжелательны в общении, получают удовольствие
от совместной деятельности в группе;
⎯ проявляют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку;
⎯ владеют расширенным словарным запасом и способны ясно выразить мысль,
вступить в диалогическое общение;
⎯ владеют своим психоэмоциональным состоянием, развиты навыки саморелаксации
и саморегуляции эмоционального состояния.
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Учитывая возраст детей, реализация программы строится на сочетании игровых
технологий. Игровые приемы - загадки, считалки, тематические вопросы также помогают
при творческой работе с дошкольниками. Играя, дети получают новые знания, проявляют
свои положительные качества, учатся нестандартно мыслить. Благодаря игре, процесс
обучения приносит радость, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи,
сплачивает детский коллектив.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
Методы обучения на занятиях:
⎯ наглядный – изучение приемов и правил игры;
⎯ информационно-рецептивный - обследование песка, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных);
⎯ репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности;
⎯ практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы.
⎯ словесный - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация выполнения заданий;
⎯
⎯
⎯
⎯
проблемный - постановка проблемы и поиск решения;
игровой - использование персонажей для обыгрывания готового сюжета;
частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
проектный - проведение тематических мини проектов.
Формы организации образовательного процесса
1. Фронтальная форма:
⎯ просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
⎯ предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному на экране.
2. Групповая форма:
⎯ выполнение
творческого
задания,
интеллектуально-познавательные навыки;
помогающего
совершенствовать
9
⎯ работа над учебным заданием/ упражнением;
⎯ сюжетные игры.
Формы организации образовательного процесса:
⎯ практическое занятие,
⎯ беседа,
⎯ игра,
⎯ упражнение,
⎯ конкурс,
⎯ викторина,
⎯ презентация.
Структура занятия:
Структура занятий делится на следующие блоки: ритуал приветствия; основное
содержание занятия (групповая деятельность); разминка; основное содержание занятия
(совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность); рефлексия и подведение
итогов; ритуал прощания.
⎯ Ритуал приветствия: рекомендуемое время проведения – три минуты, позволяет
сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и
принятия.
⎯ Основное
содержание занятия (совместная деятельность с взрослым):
рекомендуемое время проведения – 10–12 минут, представляет собой основное
содержание занятия. Проходит в форме беседы, опытов, путешествий. В некоторых
занятиях используется мультимедийная презентация.
⎯ Рефлексия и подведение итогов: рекомендуемое время проведения – три минуты.
⎯ Этот блок предполагает обмен мнениями и чувствами о проведённом занятии
(понравилось – не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что
чувствовали, какие мысли приходили в голову и т. д.), а также позволяет обобщить
новые знания.
⎯ Ритуал прощания: рекомендуемое время проведения – три минуты, способствует
завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.
Педагогические технологии:
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология модульного обучения;
⎯ технология развивающего обучения;
⎯ технология мини-проектной деятельности;
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ коммуникативная технология обучения;
⎯ технология коллективной творческой деятельности.
Работа с родителями:
Приобщение детей к различным видам деятельности предполагает разнообразное
взаимодействие с семьей ребенка.
Формы и методы работы с родителями:
⎯ Родительские чаты.
10
⎯ Консультации (онлайн, очные).
⎯ Приглашение родителей на открытые занятия.
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет
Технические средства обучения
Столы-трапеция регулируемые, стулья
Компьютер, доска магнитнорегулируемые мягкие, стол для преподавателя,
маркерная, интерактивная доска,
стеллажи для оборудования
проектор.
Учебно-практическое оборудование
Конструкция интерактивной песочницы, датчик Kinect. Программное обеспечение
«Интерактивная песочница» от компании «Инновации детям». Чистый просеянный песок.
Дидактический материал (игрушки и материалы для занятий)
Природный материал: камушки, ракушки, палочки, шишки; игрушки животных. Игрушки
людей, игрушки домов или набор кубиков для построек, игрушки транспорта. Набор для
релаксации (бусинки, кристаллики). Формочки.
Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть определенный
перечень необходимых игрушек. Но дополнять и обогащать его можно до бесконечности.
Чем больше в доступе есть игрушек, тем легче будет создать определенную ситуацию, мир.
Педагогические кадры
Реализацию данной программы обеспечивает педагог дополнительного образования
первой категории с высшим профессиональным образованием и стажем работы с детьми
дошкольного возраста.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагогическая диагностика
Отслеживание результатов образовательной деятельности подводятся 2 раза в год
(первичная - в октябре, итоговая - в мае). На основном этапе (текущий мониторинг)
обучения одной из задач мониторинга заключается в отслеживании изменений по
конкретным техническим навыкам и умениям.
Виды контроля:
⎯ Входной - проводится с целью определения уровня развития детей.
⎯ Текущий - для определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
⎯ Промежуточный - для определения результатов обучения.
⎯ Итоговый – для определения изменения уровня развития детей, развития их
способностей.
Основные формы контроля — это общение и наблюдение в процессе работы над
тематическими заданиями.
Способы определения результативности
Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы:
⎯ мотивационная готовность к игровой деятельности;
⎯ функция произвольного поведения;
⎯ практические умения.
11
Способы отслеживания результатов обучения
Источник диагностических
материалов
Эмоциональное состояние ребенка
Методика «Эмоциональный термометр».
(Г.А. Цукерман, Мастеров Б.М.
Психология саморазвития. - м., 1995. - с.
132-133)
Определение индивидуальных
особенностей личности ребенка
Методика «Рисунок человека».
А.Л. Венгер "Психологические
рисуночные тесты". - М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003 г. - с.16-61.
Способность контролировать
собственное поведение
Райгородский Д. Я. Практическая
психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие.-Самара: Издательский
Дом «БАХРАХ», 1998-672 с.
Память
Альманах психологических тестов. М.,
1995. С.107-111.
Внимание
Альманах психологических тестов. М.,
1995, С.107-111.
Развитие мелкой моторики
Гуткина Н. И. Г97 Психологическая
готовность к школе. 4-е изд., перераб. и
дополн. - СПб.: Питер,2004. - 208 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»). 2004
Методики
Методика
«Эмоциональный термометр»:
детям предлагается оценить свое
эмоциональное состояние в различных
ситуациях. Например - Как ты себя
чувствуешь, когда играешь с ребятами?
Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в
Дом детского творчества? и т.п.
Методика «Нарисуй человека»: детям
предлагается нарисовать человека.
Методика позволяет определить
индивидуальные особенности ребенка,
уровень самооценки, интеллектуальные,
творческие способности.
Методика «Рене Жиля»:
детям предлагается рассмотреть картинки
и определить, где он находится и что
делает. Позволяет выявить конфликтные
зоны в системе межличностных
взаимоотношений
Методика Лурия «Заучивание 10 слов»:
детям называют 10 слов и просят
воспроизвести все, что он запомнил.
Корректурная проба (Тест Бурдона):
предлагается внимательно рассмотреть
таблицу и вычеркнуть нужный значок.
Методика «Домик»:
позволяет определить уровень развития
мелкой моторики, концентрации внимания
12
Список литературы
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарные требования 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242;
5. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» от 01.06.2021г. № 450;
6. Локальные нормативные акты МАОУ ДО «ДДТ».
Литература для педагога:
1. Галанова, А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.
2. Мазнин, И. А. Стихи – загадки для детей. – М., 2004. – 96 с.
3. Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся»: методическое пособие / Е. В.
Зубкова [и др.]. - Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. - 96 с.: ил.
4. Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие / И.И. Пичугина –,
2016. – 32 с.
5. Зубкова Е.В., Бехтерева Е.Н., Пичугина И.И., Шакаева Е.В. Б555 Интерактивная
обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся»: методическое пособие / Е.В.
Зубкова, Е.Н. Бехтерева, И.И. Пичугина, А.В. Шакаева. – Челябинск: Издательский
центр ЮУрГУ, 2014. – 35 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Белошистая, А.В. Играем и развиваемся. Книга для родителей и детей. / А.В
Белошистая. - М.: Дрофа, 2008. - 100с.
2. Ганошенко, М.Н. Приобщение детей к художественно-творческой деятельности / М.Н.
Ганошенко. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 64с.
3. Дмитриева, В.А. Академия раннего развития / В.А. Дмитриева. - М.: АСТ, Сова, 2006. 72с.
4. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в песочнице / Н.В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- 128с.
Интернет-источники:
1. https://products.playstand.ru/sandbox/?utm_source=yadirect&utm_medium=cpc&utm_camp
aign=88969927--playstand-interaktivniye-pesotchnitzy-russia-searchjune&utm_content=14329091238&utm_term=mainlink-интерактивная%20песочница%20детей--premium--1&yclid=554383666384758374343/
13
Приложения
Мониторинг образовательных результатов обучающихся
по программе «Занятия с умной песочницей»
Диагностика уровня развития умений и навыков
Интерактивная песочница поможет не только дополнить и разнообразить курс
психологической коррекции, но и построить с ее использованием самостоятельный
коррекционный маршрут.
Используя разные режимы, материалы для игры, можно проводить занятия по
коррекции детских страхов, эмоциональных нарушений; нарушений концентрации
внимания и памяти; задержек психического, речевого и моторного развития.
Коррекция ЗМР (задержка моторного развития у детей). Занятия с песком позволяют
проводить игры, которые развивают координацию движений рук, захват, мелкую моторику.
Для развития мелкой моторики можно выполнять следующие задания:
⎯ действия с песком: пересыпание из ладони в ладонь; захватывание песка по
щепоткам; надписи на песке пальцами или карандашами;
⎯ поиски или прятки определенного предмета.
Примерный план коррекции и профилактики ЗМР рассчитан на месяц занятий,
рекомендуется использовать на одном занятии по три игры
Ритуалы приветствия
Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.
Педагог показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для
своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
Приветствие «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы.
Педагог и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца.
Педагог предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться
теплом с друзьями.
Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности.
Дети садятся в круг на стульчики. Педагог предлагает им поздороваться друг с
другом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони,
демонстрируя детям, как можно это сделать.
Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки. Педагог
предлагает детям почувствовать тепло рук своих соседей.
Приветствие «Злюка»
Цель: сплочение группы, навыков сплочения
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют
прилагательные к слову злость.
14
Приветствие «Радуга»
Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения
Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Ети дышат легко и
спокойно, попробуют представить радугу, увидеть ее цвета.
Приветствие «Радость»
Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного
напряжения
Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски,
ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.
Правила игры в песочнице
1. Организационный момент
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры
предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация.
2. Правила
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
3. Ход занятия в учебном кабинете
Знакомство с игрой и ее героями.
Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в
игре педагога, помогающего детям:
⎯ Рассказ детям о сказке (путешествии).
⎯ Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и
так далее).
⎯ Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами
и прочее).
⎯ Выбор помощи.
Обращение к ребенку за помощью:
⎯ Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? При
этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в
игре.
15