19.01.2021
Вид одарённости в определенных областях мы определили
по критериям, которые, как нам кажется, наиболее полно отражают способности
детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких
признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание педагога и, поэтому нам было
очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка.
Литературные способности:
- рассказывает всегда логически и последовательно;
- имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;
- ради удовольствия изобретает собственные слова;
- любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и
истории;
- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы,
фильма;
- любит читать стихи, делает это выразительно и с
удовольствием;
- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;
- любит писать рассказы, стихи, дневники;
- не стесняется демонстрировать свои литературные
способности.
Художественные способности:
- проявляет большой интерес к визуальной информации;
- увлекается произведениями искусства, любит их
рассматривать.
- в мельчайших деталях запоминает увиденное;
- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- демонстрирует опережающую возраст умелость;
- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
- экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных» материалов, может создать из них оригинальное произведение;
- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
- его работы отличает отменная композиция, конструкция и
цвет;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыкальные способности:
- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- любит музыку, часами может её слушать, покупает
музыкальные записи;
- с удовольствием посещает музыкальные концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет ритм, узнаёт знакомые мелодии по первым
звукам;
- если играет, или поёт, то делает это с большим
удовольствием;
- пытается научиться играть на музыкальных инструментах или
уже играет;
- пытается сочинять свои собственные мелодии;
- разбирается в различных областях музыкальной культуры.
Спортивная одарённость:
- энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше
обычного;
- проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой
моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- обладает широким диапазоном движений (от медленного - к
быстрому, от плавного - к резкому);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении
двигательных упражнений;
- отлично управляет телом при маневрировании;
- обладает исключительной для своего возраста физической
силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных
двигательных навыков;
- смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и
всегда в них выигрывает;
- ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и
клюшками;
- практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым
делом.
Лидерские способности:
- способен успешно нести бремя ответственности; можно
рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста – так же,
как со взрослыми; - чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят
показать свою работу перед аудиторией;
- он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко
справляется с этим самостоятельно;
- вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита,
его легко понять;
- готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и
действиях;
- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться,
не любит одиночества;
- стремится быть первым, превосходить окружающих, как
правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;
- принимает активное участие в общественной жизни
учреждения.
Творческая одарённость:
- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно
задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;
- выдвигает большое количество различных идей или решений
проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума,
фантазирует, обладает развитым воображением; любит предлагать новые версии и
изменять идеи, правила и объекты;
- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в
ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
- осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе,
проявляет эмоциональную чувствительность;
- обладает чувством прекрасного, уделяет внимание
эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;
- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не
боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит
работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к
творческому беспорядку;
- критикует конструктивно, не склонен полагаться на
авторитетные мнения без их критической оценки.
Способности к обучению и научной деятельности:
- имеет обширный словарный запас для своего возраста или
уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью,
беглостью, разработанностью;
- использует термины вполне осмысленно;
- обладает большим запасом информации в разных областях (его
интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
- может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую
информацию; - умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их
записи, которые использует по мере надобности;
- способен к глубокому пониманию причинно-следственных
связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный
смысл;
- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в
основе событий или поступков людей;
- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями
мира;
- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро
сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;
- тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и
различия между событиями и предметами;
- много читает, в основном, по собственному выбору, обычно
предпочитает книги для взрослых;
- не избегает трудного материала, любит изучать биографии,
энциклопедии и атласы, словари ит.д.;
- пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части;
- делает собственные выводы; находит логичные и обладающие
здравым
смыслом ответы и объяснения;
- создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна;
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям.